Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск
171080, Тверская область,
город Бологое, ул.Кирова, 13

Наш адрес

+7 (48238) 2-22-11
rbologoe@yandex.ru


Приемная

Бологовская межрайонная прокуратура разъясняет

Бологовская межрайонная прокуратура разъясняет

1. Бологовская межрайонная прокуратура разъясняет, что в соответствии с частью 2 статьи 80 УК РФ неотбытая часть наказания может быть заменена более мягким видом наказания после фактического отбытия осужденным к лишению свободы за совершение особо тяжкого преступления не менее двух третей срока наказания либо не менее половины срока наказания при замене наказания в виде лишения свободы принудительными работами.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 19.12.2019 № 3357-О, освобождение положительно характеризуемого осужденного от дальнейшего отбывания наказания путем замены его оставшейся части более мягким видом наказания аннулирует неотбытую часть прежнего наказания. С принятием в соответствии со ст. 80 УК РФ постановления о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания отбывание назначенного по приговору наказания прекращается, а исполнению подлежит избранное в порядке замены наказание.
Из разъяснений, содержащихся в п. 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.04.2009 № 8 «О судебной практике условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания», следует, что в тех случаях, когда наказание осужденному было смягчено актом амнистии или актом помилования либо определением (постановлением) суда, при применении условно-досрочного освобождения от наказания или замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания суду следует исчислять фактически отбытый срок наказания, исходя из срока наказания, установленного актом амнистии или актом помилования либо определением (постановлением) суда.
Таким образом, в случае заменены неотбытой части наказания в виде лишения свободы принудительными работами, начало срока отбывания наказания в виде принудительных работ исчисляется с момента вынесения судом решения о применении положений ст. 80 УК РФ.

2. Бологовская межрайонная прокуратура разъясняет практику применения законодательства, регулирующего труд работников, работающих у работодателей - физических лиц и у работодателей - субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям, при рассмотрении индивидуальных трудовых споров в суде.

Статья 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на судебную защиту, а Трудовой кодекс Российской Федерации не содержит положений об обязательности досудебного порядка разрешения индивидуального трудового спора, следовательно, работник вправе обратиться за разрешением такого спора непосредственно в суд.
Обязанность по надлежащему оформлению трудовых отношений с работником (заключение в письменной форме трудового договора) по смыслу части первой статьи 67 и части третьей статьи 303 ТК РФ возлагается на работодателя - физическое лицо, являющегося индивидуальным предпринимателем и не являющегося индивидуальным предпринимателем, и на работодателя - субъекта малого предпринимательства, который отнесен к микропредприятиям.
Отсутствие оформленного надлежащим образом, то есть в письменной форме, трудового договора не исключает возможности признания в судебном порядке сложившихся между сторонами отношений трудовыми, а трудового договора - заключенным при наличии в этих отношениях признаков трудового правоотношения, поскольку из содержания статей 11, 15, части третьей статьи 16 и статьи 56 Трудового Кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с положениями части второй статьи 67 Трудового Кодекса Российской Федерации следует, что трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя. Датой заключения трудового договора в таком случае будет являться дата фактического допущения работника к работе.
Когда в материалах дела нет письменных доказательств размера заработной платы, суд вправе определить ее размер исходя из обычного вознаграждения работника его квалификации в данной местности, а при невозможности установления размера такого вознаграждения - исходя из размера минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации (часть 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации, статья 133.1 Трудового Кодекса Российской Федерации, пункт 4 статьи 1086 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Суд может восстановить срок на обращение в суд, если он пропущен из-за того, что сотрудник:
- ошибся с подсудностью и первоначально подал иск в другой суд с соблюдением срока;
- своевременно обратился в инспекцию труда и прокуратуру или в один из этих органов и рассчитывал, что спор решится во внесудебном порядке.
При разрешении вопроса, имелись ли между сторонами трудовые отношения, суд вправе принимать любые средства доказывания, предусмотренные процессуальным законодательством.
К таким доказательствам, в частности, могут быть отнесены письменные доказательства (например, оформленный пропуск на территорию работодателя; журнал регистрации прихода-ухода работников на работу; документы кадровой деятельности работодателя: графики работы (сменности), графики отпусков, документы о направлении работника в командировку, о возложении на работника обязанностей по обеспечению пожарной безопасности, договор о полной материальной ответственности работника; расчетные листы о начислении заработной платы, ведомости выдачи денежных средств, сведения о перечислении денежных средств на банковскую карту работника; документы хозяйственной деятельности работодателя: заполняемые или подписываемые работником товарные накладные, счета-фактуры, копии кассовых книг о полученной выручке, путевые листы, заявки на перевозку груза, документы по охране труда, как то: журнал регистрации и проведения инструктажа на рабочем месте, удостоверения о проверке знаний требований охраны труда, направление работника на медицинский осмотр, акт медицинского осмотра работника, свидетельские показания, аудио- и видеозаписи и другие (пункт 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2018 N 15).

3. Бологовская межрайонная прокуратура разъясняет ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления.

В соответствие с частью 3 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон №52) в местах централизованного обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов производства и потребления должен осуществляться радиационный контроль.
В соответствие со статьей 26 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее -Закон № 89) юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.
В силу части 1 статьи 25 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее - Закон № 96) производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы.
Согласно ст. 18 Закона №96 хранение, захоронение и обезвреживание на территориях организаций и населенных пунктов, загрязняющих атмосферный воздух отходов производства и потребления, в том числе дурнопахнущих веществ, а также сжигание таких отходов без специальных установок, предусмотренных правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, запрещается.
В соответствии со статьей 30 Закона № 96 юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны: осуществлять мероприятия по предупреждению и устранению аварийных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а также по ликвидации последствий его загрязнения.
Согласно части 2 статьи 11 Закона №8 9 юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; соблюдать требования по предупреждению аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации.
На основании части 8 статьи 12 Закона № 89 захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещается. Перечень видов отходов, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 1 Распоряжения Правительства РФ от 25.07.2017 № 1589-р, утвердившего перечень видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, запрещается захоронение покрышек пневматических шин с тканевым кордом отработанные (п.89), отходы упаковочного картона незагрезненные (п.80).
Административная ответственность за совершение правонарушения в сфере природоохранного законодательства установлена частью 4 статьи 8.2 КоАП РФ (Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления), санкция которой предусматривает наказание в виде штрафа на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

4. Бологовская межрайонная прокуратура разъясняет ответственность за незаконные поиск и (или) изъятие археологических предметов из мест залегания.

В настоящее время некоторыми лицами осуществляется поиск в земле с использованием различного специального технического оборудования предметов старины. Однако далеко не всем поисковикам известно, что   их действия могут являться незаконными и повлечь ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Так, в Уголовном кодексе РФ (далее – УК РФ) статьей 243.2 предусмотрена уголовная ответственность за незаконные поиск и (или) изъятие археологических предметов из мест залегания.
Частью 1 статьи регламентируется, что являются уголовно-наказуемыми поиск и (или) изъятие археологических предметов из мест залегания на поверхности земли, в земле или под водой, проводимые без разрешения (открытого листа), повлекшие повреждение или уничтожение культурного слоя.
Те же деяния, совершенные в границах территории объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия (ч. 2 ст. 243.2 УК РФ), а также совершенные с использованием специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин; лицом с использованием своего служебного положения; группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (ч. 3 ст. 243.2 УК РФ) влекут более строгое наказание, в т.ч. штраф в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет, либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительные работы на срок до пяти лет, либо лишение свободы на срок до шести лет.
Под специальными техническими средствами поиска в настоящей статье понимаются металлоискатели, радары, магнитные приборы и другие технические средства, позволяющие определить наличие археологических предметов в месте залегания.
Под культурным слоем понимается слой в земле или под водой, содержащий следы существования человека, время возникновения которых превышает сто лет.
При отсутствии указанных последствий лицо подлежит привлечению к административной ответственности по ст. 7.15 КоАП РФ, предусматривающей наказание за:
- нарушение порядка ведения археологических разведок или раскопок без разрешения (открытого листа) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (открытым листом);
- совершение действий, указанных в ч. 1 ст. 7.15 КоАП РФ, но повлекших по неосторожности повреждение или уничтожение объекта археологического наследия;
- совершение действий, предусмотренных ч. 1 ст. 7.15 КоАП РФ, совершенных с использованием специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин.
Субъектами указанного правонарушения являются граждане, должностные лица, юридические лица.
За совершение анализируемого правонарушения предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа, а также конфискации не только предметов, добытых в результате раскопок, но и инструментов и оборудования, использованных для разведок или раскопок.

5. Бологовская межрайонная прокуратура разъясняет административную ответственность за неповиновение распоряжениям сотрудников правоохранительных органов

Федеральным законом от 24.02.2021 № 24-ФЗ, вступившим в силу 07.03.2021 года ужесточена административная ответственность за неповиновение распоряжениям сотрудников правоохранительных органов.
За совершение административных правонарушений, предусмотренных статьей 19.3 КоАП РФ в виде неповиновения законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии РФ в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей устанавливается повышенный размер штрафа для граждан в сумме от двух до четырех тысяч рублей (в случае повторного правонарушения - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей), а также закрепляется возможность применения административного наказания в виде обязательных работ.

6. Бологовская межрайонная прокуратура разъясняет обязанность хозяйствующих субъектов проводить инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

В силу требований Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» инвентаризацию источников выбросов и выбросов вредных веществ в атмосферу проводят все действующие предприятия, организации, учреждения независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, производственная деятельность которых связана с выбросом загрязняющих веществ в атмосферу.
Инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферу является систематизацией сведений о распределении источников выбросов на территории, количестве и составе выбросов.
Инвентаризация является основой для ведения всей воздухоохранной деятельности.
При инвентаризации должны быть выявлены и учтены все возможные источники выделения и выброса загрязняющих веществ в атмосферу, которые постоянно или временно эксплуатируются или хранятся на производственной территории предприятия (как стационарные, так и передвижные), а также вредные вещества, которые могут выделиться или образоваться при осуществлении всех процессов, предусмотренных технологическим регламентом производства.
Хозяйствующие субъекты обязаны документировать и хранить полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.
За несоблюдение данных экологических требований при осуществлении деятельности хозяйствующими субъектами предусмотрена административная ответственность по ст. 8.1 КоАП РФ в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей, на должностных лиц – от двух тысяч до пяти тысяч рублей, на юридических лиц – от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

7. Бологовская межрайонная прокуратура разъясняет порядок и сроки выплаты заработной платы.

В соответствии со ст. 136 Трудового кодекса Российской Федерации при выплате заработной платы работодатель обязан извещать в письменной форме каждого работника:
1) о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период;
2) о размерах иных сумм, начисленных работнику, в том числе денежной компенсации за нарушение работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику;
3) о размерах и об основаниях произведенных удержаний;
4) об общей денежной сумме, подлежащей выплате.
Указанная информация содержится в так называемом расчетном листке, форма которого утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников (при наличии). Отсутствие у работодателя утвержденной формы расчетного листка является нарушением ч. 2 ст. 136 ТК РФ.
Заработная плата выплачивается работнику, как правило, в месте выполнения им работы либо переводится в кредитную организацию, указанную в заявлении работника, на условиях, определенных коллективным договором или трудовым договором. Работник вправе заменить кредитную организацию, в которую должна быть переведена заработная плата, сообщив в письменной форме работодателю об изменении реквизитов для перевода заработной платы не позднее чем за пятнадцать календарных дней до дня выплаты заработной платы.
Работодатель не вправе ограничивать работника в выборе кредитной организации, в которую должна быть переведена заработная плата.
Заработная плата выплачивается непосредственно работнику, за исключением случаев, когда иной способ выплаты предусматривается федеральным законом (например, в силу положений ст. 30 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданин, который вследствие пристрастия к азартным играм, злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение, может быть ограничен судом в дееспособности, и тогда его заработок будет получать попечитель) или трудовым договором.
Заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена.
На практике могут возникнуть ситуации, когда в правилах внутреннего трудового распорядка не выдерживается условие о выплате заработной платы не реже, чем каждые полмесяца. Так, например, если в указанных правилах предусмотрено, что первая выплата зарплаты производится 07 числа месяца, следующего за расчетным, а вторая – 20 числа месяца, следующего за расчетным, то право работников на своевременную оплату труда будет нарушено, поскольку конкретная дата выплаты зарплаты должна устанавливаться не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена.
При совпадении дня выплаты с выходным или нерабочим праздничным днем выплата заработной платы производится накануне этого дня.
Оплата отпуска производится не позднее чем за три дня до его начала.
Говоря об удержаниях из заработной платы работника, следует иметь в виду положения статей 137 и 138 Трудового кодекса Российской Федерации.
Общий размер всех удержаний при каждой выплате заработной платы не может превышать 20 процентов, а в случаях, предусмотренных федеральными законами - 50 процентов заработной платы, причитающейся работнику. Следует иметь в виду, что при удержании из заработной платы по нескольким исполнительным документам, за работником во всяком случае должно быть сохранено 50 процентов заработной платы.
Однако данные ограничения не распространяются на удержания из заработной платы при отбывании исправительных работ, взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного здоровью другого лица, возмещении вреда лицам, понесшим ущерб в связи со смертью кормильца, и возмещении ущерба, причиненного преступлением. Размер удержаний из заработной платы в этих случаях не может превышать 70 процентов.
Удержания из заработной платы работника для погашения его задолженности работодателю могут производиться:
для возмещения неотработанного аванса, выданного работнику в счет заработной платы;
для погашения неизрасходованного и своевременно не возвращенного аванса, выданного в связи со служебной командировкой или переводом на другую работу в другую местность, а также в других случаях;
для возврата сумм, излишне выплаченных работнику вследствие счетных ошибок, а также сумм, излишне выплаченных работнику, в случае признания органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров вины работника в невыполнении норм труда (часть третья статьи 155 Трудового кодекса) или простое (часть третья статьи 157 Трудового кодекса);
при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск, за неотработанные дни отпуска. Удержания за эти дни не производятся, если работник увольняется по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части первой статьи 77 или пунктами 1, 2 или 4 части первой статьи 81, пунктах 1, 2, 5, 6 и 7 статьи 83 Трудового кодекса.
В трех последних случаях работодатель вправе принять решение об удержании из заработной платы работника не позднее одного месяца со дня окончания срока, установленного для возвращения аванса, погашения задолженности или неправильно исчисленных выплат, и при условии, если работник не оспаривает оснований и размеров удержания.
Заработная плата, излишне выплаченная работнику (в том числе при неправильном применении трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права), не может быть с него взыскана, за исключением случаев:
счетной ошибки;
если органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров признана вина работника в невыполнении норм труда (часть третья статьи 155 Трудового кодекса) или простое (часть третья статьи 157 Трудового кодекса);
если заработная плата была излишне выплачена работнику в связи с его неправомерными действиями, установленными судом.

8. Бологовская межрайонная прокуратура разъясняет: уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации предусмотрена специальная процессуальная форма возмещения расходов, связанных с оплатой услуг представителя потерпевшего по уголовному делу.

К процессуальным издержкам относятся суммы, выплачиваемые потерпевшему на покрытие расходов, связанных с выплатой вознаграждения представителю потерпевшего (п.1.1 ч. 2 ст. 131 УПК РФ).
Порядок взыскания процессуальных издержек определен в статье 132 УПК РФ. Процессуальные издержки взыскиваются с осужденных или возмещаются за счет средств федерального бюджета. Процессуальные издержки возмещаются за счет федерального бюджета в случае имущественной несостоятельности лица, с которого они должны быть взысканы.
Согласно требований ч. 3 ст. 42 УПК РФ потерпевшему обеспечивается возмещение расходов, понесенных в связи с его участием в ходе предварительного расследования и в суде, включая расходы на представителя.
В соответствии с пунктом 34 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.06.2010 № 17 «О практике применения судами норм, регламентирующих участие потерпевшего в уголовном судопроизводстве» возмещению подлежат необходимые и оправданные расходы, которые должны быть подтверждены соответствующим документами.

9. Бологовская межрайонная прокуратура разъясняет административную ответственность за нарушение правил или норм эксплуатации тракторов, самоходных, дорожно-строительных и иных машин и оборудования.

С 16.04.2021 вступил в силу Федеральный закон от 05.04.2021 № 71-ФЗ, в соответствии с которым внесены изменения в ст. 9.3 КоАП РФ - законодатель усилил административную ответственность за нарушение правил или норм эксплуатации тракторов, самоходных, дорожно-строительных и иных машин и оборудования.
Правонарушение повлечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от трех до шести месяцев; на должностных лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей (ранее - предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей или лишение прав управления транспортными средствами на срок от трех до шести месяцев; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей).

10. Бологовская межрайонная прокуратура разъясняет положения законодательства о сроке действия для иностранных граждан сертификата о владении русским языком и ином.

Правовое положение иностранных граждан на территории Российской Федерации определено Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Согласно статьи 15.1 данного закона иностранный гражданин в целях получения разрешения на временное проживание, вида на жительство, разрешения на работу либо патента обязан подтвердить владение русским языком, знание истории России и основ законодательства Российской Федерации одним из документов, в том числе сертификатом о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации.
В настоящее время законодатель определяет, что срок действия сертификата о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации на уровне, соответствующем цели получения разрешения на временное проживание или вида на жительство, разрешения на работу или патента устанавливается Правительством Российской Федерации.
В развитие указанной нормы закона Правительством Российской Федерации 08.04.2021 издано соответствующее постановление, которое вступит в силу с 07.06.2021.
Данным постановлением установлены следующие сроки действия вышеуказанных сертификатов со дня их выдачи:
на уровне, соответствующем цели получения разрешения на работу или патента, указанного в статье 13.3 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», - 3 года;
на уровне, соответствующем цели получения разрешения на временное проживание, - 3 года;
на уровне, соответствующем цели получения вида на жительство, - бессрочно.
Действие сертификата о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации на уровне, соответствующем цели получения вида на жительство, будет прекращаться в случае аннулирования вида на жительство по основаниям, установленным Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Возврат к списку