Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск
171080, Тверская область,
город Бологое, ул.Кирова, 13

Наш адрес

+7 (48238) 2-22-11
rbologoe@yandex.ru


Приемная
Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

История

  Принято считать, что человек живет на земле несколько сот тысячилетий. О ходе развития человеческого общества, его культуры и быта можно судить по сохранившимся памятникам, письменным, печатным источникам и археологическим находкам. Однако письменные и печатные источники появились лишь 5-6 тысяч лет назад и характеризуют только историческую эпоху. Доисторическая эпоха-это начальная эпоха в жизни человека, о которой можно судить только по сохранившимся памятникам и археологическим находкам с мест стоянок первобытного человека. Доисторичеcкая культура человека состоит из двух больших частей-культуры каменного века и культуры века металлов. В каменный век главным материалом для изготовления орудий труда и быта, а также оружия был камень кремневой породы. Каменный век подразделяется на древне-каменный и ново-каменный и делится на три периода: палеолит(ранний каменный период),мезолит(средний период) и неолит(поздний период или новый каменный век). 
      В III тысячелитии до н.э., в период неодолита, берега Бологовского озера, озера Пирос, Кафтинского озера и бассейна реки Мсты были облюбованы и заселены нашими далекими предками-доисторическим человеком каменного века, относящегося к периодам от палеолита к неолиту. Эти данные были получены в результате археологических раскопок, проведенных в конце 19-начале 20в. На Высоковском мысу (Бологовское озеро) был найден череп доисторического человека, жившего в период палеолита (неандертальца).Он отличался от человека неолитического периода в основном формой и размером головы. Неандерталец имел удлиненную и не высокую голову, низкий покатый назад лоб, очень развитые надбровные дуги,выдающийся нос.Тело было покрыто волосяным покровом, живот отвислый и объемистый, рост 1629мм, ниже современного человека на 25-30 мм. Сложение коренастое, сильное.

      Первая археологическая экспедиция в Бологое была проведена в 1877 году. Основатель Петербургского археологического института Н.В.Калачев направил сюда археологов Данилова, Благовещенского, Туган-Мирзу-Барановского. Вслед за ними приехали археологи Шапошников, Гаврилов, Радзевич и сам Калачев. Спустя два года Бологовский археолог-любитель князь П.А. Путятин обнаружил стоянку каменного века неолитического периода около деревни Озеревичи.В этом же году им было обнаружено на Бологовском мысу древнее поселение, обитаемое в разные периоды каменного века, начиная от палеолита. Путятин выделил на Бологовской стоянке пять отдельных культурных пластов. В самом нижнем слое были найдены кремневые орудия:скребки, резаки, орудия клиновидной формы, топоры, копья, пилки, орудия мендалевидной формы, ножи, наконечники стрел, копий, дротиков.Во втором слое обнаружены кости животных и птиц, рыбьи кости и поделки из кости, черепки от глиняной посуды, кусочки белой, желтой, красной и черной краски, а также кремневые орудия для охоты и быта. Бологовская стоянка первобытного человека находилась на берегу Бологовского озера, на мысе "Рожок",возле места, называемого "Ворота на узах" (проток, соединяющий Бологовский и Медведевский плесы). Мыс был очень низок и имел удлиненную форму. Его верхняя площадка достигала 2,5 метра высоты, ширина до 21,3 метра. Жизнь первобытного человека протекала в постоянной борьбе со стихийными силами природы. Жили люди в "жилых ямах", над которыми строился шалаш. Остовом шалаша служили колья, сходившиеся вверху в одной точке. Колья переплетались хворостом и ивовыми прутьями. Стенки обмазывались глиной, а сверху накрывались шкурами крупных животных. На Бологовской стоянке было найдено 12 таких жилищ. На дне ям обнаружены остатки древесного угля, черепки от посуды, кости жовотных и рыб. Основными занятиями древних людей были в тот период охота, рыбная ловля, сбор грибов и ягод. 
      С 1899 по 1910 годах Н.К.Рерих проводил раскопки на Бологовском озере. В результате исследований было установлено, что в Бологое и на Валдае первыми поселенцами были люди каменного века неолитического периода. Позднее эти земли были освоены финно-угорскими племенами,на смену которым пришли славяне. Наибольшее распространение среди финно-угорских племен имели веси. При движении славянских племен часть их была уничтожена.Другая часть слилась с ними, образовав Великорусскую нацию. Наиболее долго проживали веси, жившие на реке Егони (Весь Егонская). 
Археолог А.А.Спицын в 1903 году обнаружил на берегу Бологовского озера два городища дьяковского типа, которые относятся к I тысячелетию н.э. и принадлежавшие также финно-угорским племенам.
      Итак, есть веские основания считать, что бологовская земля была заселена финно-угорским племенами, на смену которым пришли славяне. По мнению археологов, историков и лингвистов, в бассейн Ильменя славяно-руссы пришли с юга.

§2 Древнеславянский период(2-3 тыс.н.э.)
крестпоселения древних славянжелезные наконечники стрел и ноживосстановленные глиняные сосудыукрашения

      Примерно во 2-3 тысячелетии н.э.и до 8-9 в.в. на территории нынешней Тверской области, в частности Бологовского района проходила граница раздела культур между племенами веси и славянами. Поселения славян были двух типов-неукрепленные селища и укрепленные городища. Остатки одного такого селища были обнаружены у деревни Подол. Семейные и родовые общины славян, имевшие давние навыки земледелия, искали свободные площади для посевов. Выжигали леса и раскорчевывали их под пашни. Для защиты от нападений и грабежей поселения перестраиваются. Появление поселений нового типа-укрепленных городищ совпало с началом раннего железного века. Городища чаще всего строили на высоких прибрежных местах, что обеспечивало хорошую защищенность с двух сторон. С незащищенной стороны прорывали ров. Со временем укрепления становились более сложными, создавались двойные, а то и тройные системы рвов и валов. При раскопках одной экспедиции обнаружены остатки усадьбы и парка, среди которого имеется кургановидная насыпь диаметром 8-9 метров и высотой 2,5 м. На месте городища были остатки жилого сооружения, очаг, несколько ям от столбов-видимо на них строились срубные дома. Большую часть материала составляет керамика-обломки сосудов с сетчатым узором. Найдены могильные камни, часть железного серпа, ножи, обломок грузила, два бронзовых украшения.Интересными памятниками древних славян являются и камни-следовики, которым придавалось значение предметов культа, а изображения на них обожествлялись. След на камне считался "божьим",т.е. священным. Чаще всего на камнях были выбиты следы человеческих ног. Вода, находящаяся в этих углублениях считалась целебной.
      В 1935 году археолог П.Н.Третьяков провел раскопки городища на берегу Бологовского озера и обследовал древнеславянский сторожевой пост на берегу озера Глубокое. Этот сторожевой пост еще в 19 веке был обследован археологами П.А. Путятиным и А.И. Савельевым. Такие сторожевые славянские городки называли "Рай-городками". Так в результате археологических исследований, проведенных в Бологое и его окрестностях, было установлено, что на смену первым поселенцам пришли славяне (новгородские славяне). 
      Начиная с 9 до 11 века, Новгородская земля входила в состав Древнерусского государства. Земли нынешнего Бологовского района числились вместе с другими как "новоторжские порубежные земли".Граница между Новгородской боярской республикой и Тверским княжеством проходила по реке Тверце, на которой новгородцы на рубеже 10-11 веков поставили форпост, хорошо укрепленную крепость Торжок. Все завоеватели, которые шли на Новгород, проходили через Бологовские села и деревни, разоряя, а подчас и сжигая их.

§3 В составе государства Московского(1136-1478-1570)
Митрополичья башня Новгородского кремлямост через ВолховГеоргий-победоносецгерб государства времен Ивана Грозноговсадниквид древнего Новгорода в 1170гвид на южную часть Новгородского кремля

      В 1136 году Новгород освободился от власти Киева, было создано государственное образование-Новгородская феодальная(боярская) республика. Центром республики стал Новгород. Новгородские земли подвергались частым набегам литовцев, шведов, немцев. Походами на Великий Новгород в те давние времена шли князья Московские, Тверские, Владимирские, чтобы завоевать богатства этого края.
      Окончательно подчинить Новгород и ликвидировать Новгородскую республику удалось Великим московским князьям лишь к 1478 году во время правления Ивана III.Он потребовал от Новгорода признания его верховной власти и угрожал применением военной силы. Среди новгородцев не было единого мнения. Одни были за присоединение к Москве, другие-категорически против. Иван III раз и навсегда решил покончить с независимостью Великого Новгорода и летом 1471 года с хорошо подготовленной армией двинулся на Новгородскую республику. Объединение русских земель, усиление мощи государства перед лицом неприятеля-это и было первоочередной задачей. В результате неравной битвы Новгородское ополчение было разбито. Город признал Ивана III государем и принял все условия его мира. Но должного спокойствия в Великом Новгороде так и не наступило. Спустя годы войска Ивана III, а потом и Ивана Грозного не раз осаждали непокорный город, неся разрушения и беды жителям вплоть до 1570 года.
За основу летоисчисления города Бологое взято первое письменное упомянание в писцовых книгах (около 1495 года), в которых впервые написано о сельце Бологое и Бологовском погосте.Чтобы упорядочить сбор податей на бывшей Новгородской земле, Иван III приказал провести дотошную перепись всех деревень, погостов и жителей всех Новгородских пятин. Перепись в Деревенской пятине, куда входили и Бологовские земли, проводилась около1495 года. За время переписи были взяты на учет все земли и рыбные ловли, их владельцы и получаемый доход. Установлен размер податей и сборов и составлены по всем погостам и волостям оборочные книги(записи).
      Вот выдержка записи из писцовых книг:"Сельцо Бологое над озером, над Бологим, а нем церковь "Усекновения Главы Иоана Предтечи", двор попа Ивана, дьяка Данилко без пашни, да в том же сельце двор князя Семена, в нем сам живет, а людей его: двор Глазатой, двор Исак, двор Ощурок....". В записках императорского географического общества (книга VIII) "О пятинах и погостах Новгородских", автор Неволин сообщает, что при Иване Грозном в Древней пятине было 57 погостов. В северной части пятины был 31 погост, в том числе и Бологовский Погост являлся администравно-торговым и религиозным центром. При погосте были церковь, кладбище и жилье для церковнослужителей.  

иконаиконаиконаиконаиконаиконаикона

      До начала XVII века население жило без войн, но очень бедно. В 1601 году на Новгородские земли обрушились страшные бедствия. Зима 1600-1601 гг. была теплой, а 1 сентября выпал снег и был мороз. Были неурожайными два последующих года. Разразился страшный голод. В декабре 1608 года польско-литовские банды Лжедмитрия II опустошили Бологовские и другие земли. Они совершали безудержный грабеж, разбой и насилие. Но через некоторое время, Лжедмитрий был свергнут с престола и заговорщики были казнены за совершенное зло. В последующие годы по Бологовским землям вплоть до 1941 года войны не проходили. Были разруха, голод, болезни, лишения, но всякий раз жизнь побеждала. Своим трудом жители этих мест осваивали новые участки пригодные для земледелия, вели хозяйство, растили детей.

§4 Дорога из Москвы в Петербург(1702-1808)
гвардиякараулгерб России 17 век
экипаж между столицами 

      Начиная с XVII века через Бологовские земли проходила дорога от Москвы до Новгорода, а позднее до Петербурга. При Иване III на всем протяжении по этой дороге стали учреждаться так называемые"ямы".Слово "ям" происходит от татарского "дзям",что значит дорога. В XV веке при Иване Грозном недалеко от села Бологое был учрежден Хотиловский Ям, сейчас село Хотилово. В те времена ямы (будущие почтовые станции) состояли из нескольких изб ямщиков, сенников, амбаров и конюшен. Позднее строятся постоялые дворы. В 1702 году Хотиловский ям был усилен Указом Петра I, поскольку в начале XVIII века началось строительство новой столицы Петербурга и движение по почтовой дороге стало более интенсивным. Основным занятием населения в XVIII веке в Бологовских селах и деревнях оставалось земледелие и животноводство, на втором месте были рыбная ловля и охота, кустарные ремесла и промыслы. Часть мужского населения уходила на заработки в города, на заготовку, вывоз и сплав леса по Вышневолоцкой водной системе, а также в извоз.
      В 1706 году Петр I разделил все русские земли на губернии. За селом Хотилово в сторону Москвы была определена граница между Тверской и Новгородской губерниями. Как знак, определяющий эту границу, был поставлен пограничный столб. Во второй половине XVIII века изменилась административная принадлежность Бологое и других близлежащих сел. С 1773 года Бологое вошло в состав Валдайского уезда Новгородской губернии.

лаптипрялкастанокплетениякорыто

      В селе Бологое в это время проживало около 50 жителей. Принадлежало село капитану С.П.Лапухину. После его смерти Бологое стало вотчиной его тетки помещицы Степаниды Богдановны Мельницкой. Ей также принадлежали земли в деревнях Медведево, Долгом, Огрызкове, в общей сложности 595 душ крестьян. Позднее по наследству земли перешли к Ивану Алексеевичу Мельницкому, а потом и его дочерям С.И.Эристовой и М.И.Путятиной (в девичестве Мельницкие). В начале XIX века Путятиным принадлежало 2832, а Эристовым 2408,5 десятин земли. В 1808 году в усадьбе И.А.Мельницкого Высокое была построена каменная домовая церковь. В архивах того времени встречается много записей о купле-продаже земель, о перемещении крестьян из одних деревень и уездов в другие по 12 дворов за один раз. Трудно представить, какая судьба ожидала это небольшое село под названием Бологое, расположенное в стороне от больших почтовых дорог, если бы в 40-е годы XIX века не началось строительство железной дороги между Москвой и Петербургом.


§5 Рост и развитие поселка Бологое(1865-1911)
торговый дом купца Коловскоговокзалгерб Путятиныхцентральная улицадом купца Артемьева

      С открытием железной дороги Бологое быстро развивается. Вокруг станции разрастается пристанционный поселок, который вскоре сольется с селом. От станции к Троицкой церкви протянется улица Александровская (ныне улица Кирова). Вначале дорога была грунтовой, впоследствии ее вымостили булыжником.С ростом движения на транспорте растет и число жителей. К 60-м годам XIX века население Бологое возрастает главным образом за счет железнодорожников. По данным за 1865 год железнодорожников в Бологое насчитывается: мужчин - 529, женщин-366, а всего население-около 1500 человек.
      Во второй половине XIX века земли в Бологое в количестве 29,172 кв. сажен были собственностью князей Путятиных. 23,023 кв. сажени принадлежали дворянкам Василисиной и Зарубиной.
Частные земли, в основном прилегающие к станции, скупаются купцами, подрядчиками, промышленниками. Часть земель Путятины сдают в аренду на 10-20 лет. На купленных или арендованных землях строятся дома, трактиры, ночлежки, постоялые дворы.
В эти годы в Бологое было четырнадцать крупных и мелких лавок, семь питейных домов, четыре трактира и две казенки.
      К концу XIX века Бологое становится крупным пристанционным поселком с 77 торговыми и другими заведениями. Имелось: винных складов-1, трактиров-4, винных лавок-6, харчевен-1, пеньковых погребов-2, мануфактурных магазинов и лавок - 30, парикмахерских-2, портняжных- 2, сапожных-5, часовых мастерских - 4, золотых и серебряных дел-2, медницкая-1, жестяная-1, чулочная-1, белошвейная-1, торговых бань-З. 
Центром поселка становятся Торговая и Соборная площади. Покровская церковь была построена в стиле классицизма. Большой центральный купол был окружен четырьмя небольшими куполами луковичной формы. Пилястровые формы храма повторены на колокольне. Портал, окна, стены завершали закомары. Все это создавало облик устремленного в высь ажурного здания.
      Окаймляли площадь дома, торговые лавки купцов-братьев Коловских, Артемьева, Гребенщикова, Гречина, подрядчика земляных работ Мельникова, подрядчика малярных работ Каретникова и других 
На Торговой площади также располагались дома, лавки, трактиры купцов Уткина, Бельтихина, Клюканова, Лаврентьева и других. Здесь же находилась коновязь-место стоянки и привязи лошадей (теперь городской бульвар). 
В 1876 году в Бологое была отрыта железнодорожная больница позднее - земская. 
В 1870 году была открыта Виндаво-Рыбинская железная дорога. 
      Поскольку обслуживание железной дороги требовало постоянного притока квалифицированных специалистов 1 сентября 1879 года в Бологое было открыто техническое железнодорожное училище. 
Бологовское техническое училище было одним из первых в России. Подобные действовали в Санкт-Петербурге, Брест-Литовске. Училище выпускало техников для железных дорог высшей квалификации. Принимались в него только юноши из привилегированных сословий.В 1884-85 учебном году здесь обучалось 107 человек.В 1888 году училище переехало в новое каменное здание с отличной учебно-материальной базой.На открытие прибыло сотличное начальство сам Министр путей сообщения того времени господин Посьеть К.Н.
      Первая начальная школа была открыта в Бологое в 1860 году. Согласно данным в 1865 году, в ней обучалось 75 учеников.

техническое училищевыпускники училищасовременное железнодорожное училищешкола №1современная школа №10

      В очерке народного образования по Новгородской губернии 1884-85 учебный год значится Бологовское училище, основанное в 1876 году. Учащихся числилось 120 человек, из них 105 мальчиков и 15 девочек. Учение продолжалось 4 года. Плата взималась со всех учащихся по 55 копеек в месяц. 
В училище, основанном художником Федором Ивановичем Братским 7 января 1869 года, обучалось 33 мальчика и 8 девочек. Обучение шло 3 года, плата составляла 50 копеек с ученика. 
      В конце XIX века создаются двухклассные церковно-приходские школы с шестилетним сроком обучения. Таких школ было две мужская и женская. Обе находились на попечительстве железной дороги. 
Основные постройки того времени располагались между линией железной дороги и берегом Бологовского озера. Дома, в основном деревянные, стояли близко друг к другу. То там, то здесь вспыхивали пожары. Это приводит к необходимости основания в Бологое пожарной дружины. Первая мысль об этом принадлежала местному аптекарю Церпицкому. Было это в 1881 году. 
В это время вольные пожарные общества не только в селениях,но и в городах были очень редки. Они еще только начали входить в права гражданства в России на окраинах в Остзейском и Привесленском краях. Поэтому идея создания в Бологое пожарного общества опередила таковые учреждения во многих больших городах и поставила его в число  старейших. 
Подготовленный устав общества был направлен для утверждения в Министерство внутренних дел и 21 мая 1881 года был утвержден. 
      К началу августа 1881 года рядом с железнодорожным депо появилось новое депо Бологовского вольного пожарного общества.6 августа был отслужен молебен в пожарном депо. Первая команда обстояла из 60 человек. Первым председателем был А. Я. Церпицкий (он же начальник пожарной команды).

пожарная командапереходниккаскапомпапоминальная часовня

      Однако,один из самых трагических пожаров случился в Бологое в феврале 1911 года. В конце 20 века на берегу Бологовского озера стоял длинный деревянный особняк с закругленными окнами. В нем располагался клуб Бологовского пожарного общества. В этом клубе арендовал помещение местный купец для кинематографа. Представления устраивались когда в Бологое приезжали столичные актеры. В середине февраля 1911 г. ожидался приезд любимца публики московского антрепренера Давыдова. Хозяин кинематографа знал, что в Бологое очень любят этого актера, и приказал продать билеты не только с местами, но и входные.Было прощенное воскресенье, 20 февраля. Играла музыка, и толпы горожан спешили в кинематограф. 
На экране идут кадры, актер за пианино сопровождает музыкой действие картины, неожиданно от неосторожного обращения игла коснулась киноленты, которая мгновенно вспыхнула. Огонь охватил кино­аппарат и мгновенно перекинулся на пыльные декорации, охватил всю сцену. Взорвались бутыли с бензином и водородом, оказавшиеся здесь же. Публика в ужасе бросилась к выходу и попала в настоящую ловушку. Газета «Биржевые ведомости» от 22 февраля 1911 года опубликовала в утреннем и вечернем выпуске план помещения-классического лабиринта, каковым стала дорожка из зрительного зала мимо буфета, кассы и гардероба, через темный чулан к выходу. Нужно было преодолеть несколько поворотов. Многие бросались к окнам. Они же снаружи были закрыты ставнями наглухо. 
      В огне погибло 64 человека, 21 взрослый, остальные-дети. После пожара в больницах умирали люди от ожогов. В общей сложности катастрофа унесла жизнь101 человека. Были семьи, погибшие целиком.После страшной трагедии, когда боль стала утихать, решено было в память о погибших поставить на том месте часовню.Инициатором стали подрядчик железнодорожных работ С.К. Мельников, семья которого полностью сгорела, и железнодорожный инженер М.К.Ляхов.,потерявший дочь и своеченицу.В центральном государственной архиве Санкт-Петербурга в одном из фондов храниться дело №236.Называется оно "Дело о разрешении хозяйственным управлением при Синоде составления проекта на постройку каменной церкви в селе Бологое близ станции Николаевской железной дороги на месте кинематографа, сгоревшего 20 февраля 1911 года".Часовня строилась на средства местных жителей. В годовщину трагедии она была освящена.
      К историческим событиям Бологовского вольного пожарного общества можно отнести его участие во Всероссийской пожарной выставке, куда был направлен брандмейстер Н.П.Маклецкий.24 июня 1892 года он удостоен чести преклонить знамя Бологовского вольного пожарного общества перед императором Александром III, как покровителем пожарного дела в России.

балалайкарояльпатефонгармоньпианино

      В 80-е годы XIX века Бологое становится известно далеко за пределами Новгородской губернии как место, где производили всевозможные музыкальные инструменты. 
В конце 40-х - начале 50-х годов XIX века гармоника получает широкое распространение в России. Уже в первой половине 50-х годов она была широко известна в Тульской, Ярославской, Самарской, городской губерниях. Первые двухрядные гармоники были сконструированы русскими мастерами независимо от иностранных образцов. 
Бологовская двухрядная гармоника появилась в то время ,когда иностранные двухрядки были в России еще не известны. Первая мастерская была открыта в Бологое в 1880 г. Яковом Ивановичем Якком. 
Бологовская гармоника всегда делалась двухголосой, голоса строились в унисон или в октаву. Были они недорогие по цене, отвечали запросам народа и пользовались большой популярностью. 
Особого внимания заслуживает фабрика Д.А. Митропольского. 
      В 1887 г. Д.А. Митропольский, состоящий в Бологое учителем открывает на средства Святейшего Синода фабрику музыкальных инструментов. Это была первая фабрика подобного типа в России. Здесь производились физгармонии, рояли, пианино, хромофоны, плаллодикты. Кроме обычных музыкальных инструментов здесь серийно производились микрофоны, предназначавшиеся для работы с хором, а также оригинальные эксперементальные модели; например органы. Микрофоны(ручной физгармонии) Митропольского ставились на стол, а иногда надевались исполнителем как аккордеон, но на одном ремне, а руководитель хора правой рукой исполнял мелодию или гармонию в аккордах, а левой нагнетал воздух с помощью меха. 
      Инструменты фабрики Митропольского, представленные на многих выставках и ярмарках, были награждены семью медалями. Среди них-большая золотая медаль на выставке «Музыкальный мир» в 1907 году в Москве. 
В 1912 г. в Париже на учебно-промышленной выставке бологовские гармошки были названы «бологовками». Действовала в то время еще одна фабрика музыкальных инструментов-Плюснина. Многие газеты и журналы того времени печатали сообщения о работе бологовских музыкальных мастерских.


§6 На пороге XX века
паровоз Николаевской ж.д.паровозное депогерб России 19 век
дом подрядчика Мельниковафаянсовая и фарфоровая посуда

      Бологое в начале XX века стало крупным железнодорожным узлом. К трём направлениям прибавилось еще два. 
В 1897 году построена железная дорога Бологое-Старая Руccа-Дно-Псков, в 1907 - Бологое-Великие Луки-Полоцк. 
На картах России Бологое отмечается как поселок Валдайсксого уезда Новгородской губернии и станция Николаевской железной дороги. 
      К действующим предприятиям добавляются другие. В 1906г. начал действовать шпалопропиточный завод, в 1910 -винокуренный завод селе Кемцы, в 1911 г.-стеклобутылочный на станции Березайка. В 1914 г. заработали лесопильные заводы близ ст. Куженкино, на реке Шлине и на ст. Березайка. Близ Бологое открыты в 1915 г. трикотажные артели в селах Сопки и Рютино. Увеличилось и число учебных заведений. В 1903 г. в Бологое открывается городское училище для мальчиков с общим количеством учащихся до 100 человек. В 1905 г. была открыта частная женская прогимназия. С начало в ней обучалось 15-20 девочек В 1911 году эта прогимназия была реорганизована в гимназию. В 1914 г. стало действовать коммерческое училище, которое готовило счетных работников. 
Обучение в прогимназиях, коммерческом и техническом учили щах было платным-до 80-100 рублей в год с учащегося. 
      В 1905г. вступило в строй новое локомотивное депо, впоследствии получившее название «Веерное». В конце 80-х-начале 90-х годов XIX века в Бологое появляются промышленные предприятия. Так в это время был открыт кирпичный завод Я.И. Якка. Именно с его открытиемв центре поселка появляются кирпичные особняки, принадлежащие, в основном, богатым купцам. Среди них выделялся двухэтажный особняк подрядчика Мельникова (ныне дом детского творчества). От остальных зданий он отличался не столько архитектурными формами, сколько лепниной, выполненной в стиле барокко. 
      В 1893 году открывается лесопильный завод и мельница братьев Корсаков (ныне мебельная фабрика). Здесь работало несколько десятков рабочих. В начале XX века на заводе был открыт цех по производству фаянсовой посуды. Но вскоре хозяева обанкротились, цех закрыли, а завод и мельницу продали купчихе Гребенщиковой. С того времени переулок, отходящий от лесопильного завода к железной дороге, стали называть «Корсаков переулок» (сейчас переулок Свободы).До 1895 г. возле пруда, среди леса, немного в стороне от проселочной дороги на Медведево, построила дачу помещица из Петербурга по фамилии Ёлкина. Впоследствии улица в этой части Бологое получила название Ёлкиной. Кроме Ёлкиной в районе нынешней Первомайской улицы владельцем большого деревянного дома и обширного сада на берегу озера был лесопромышленник Федоров.

церковь в Бологоецерковь в Куженкиноцерковь в ВалдаеИверский монастырь в ВалдаеБогоявленская церковь в В.Волочке

      Однако главным занятием населения в конце XIX начало XX вв в Бологовском районе и в целом Валдайском уезде остается все-таки сельское хозяйство, которое стоит на самой низшей ступени своего развития. Повсеместно трехпольная система земледелия, а кое-где лединная. Земля истощается, а удобрять ее нечем. Люди живут бедно. Осенью часть крестьян уходит на заработки: в Петербург на стройки, в извоз, на заготовки леса и дров, а также изготавливают телеги, сани, колеса, плетут кузова и корзины, гонят дёготь, также занимаются гончарным производством, охотой и рыбной ловлей Весной сплавляют по рекам лес. 
      Большая часть населения в эти годы проживает в деревнях и селах. Так к Вознесенскому приходу (Дубровская волость) было приписано 1000 душ, к Рютинскому-1400, к Сопкинскому приписано 1921 душ, к Хотиловскому — 874, Куженкинскому — 900 душ, к Бологовскому приходу было приписано 2800 душ. Наиболее крупными селами были Арефино, Бологое, Березовский Рядок, Кемцы, Куженкино, Рютино, Сеглино, Медведево, Хотилово, Мшенцы, Котлованово, Раменье. В состав теперешнего Бологовского района входили следующие волости: Березорядская, Дубровская, Медведевская, Ильятинская, Кемецкая, Рютинская, Сопкинская, Хотиловская. Плотность населения в Валдайском уезде была 9 человек на одну квадратную версту. Деревень и сёл с 80 дворами было в уезде 115, а числом дворов с 1 до 10 было 51. Всего в Валдайском уезде было 470 населенных пунктов, в которых проживало в 1897 году 95 251 человек, в том числе грамотных было всего 8%.


§7 В годы революций (1905-1917)
собраниефлаг СССРзаседание коммунистической ячейки

      Во время революции 1905-1907 года жители Бологое большой политической активности не проявили. В эти годы на Бологовском железнодорожном узле появился кружок РСДРП из 15 человек, выросший затем до 40 человек. 
В феврале 1905 года прошли забастовки в Медведевских железнодорожных мастерских и паровозных бригадах. Слесарь Ф.Ф. Мельницкий и сторож В.М. Колуженков за хранение и распространение листовок были заключены в тюрьму. 
      После февральской революции 1917 года в Бологое возникло много партий. Были здесь и кадеты, и эсеры, и меньшевики. 
Тесно связаны с Бологое события февральской революции 1917 года. 
      28 февраля 1917 года из ставки Верховного Главнокомандующего из Могилева по просьбе командующего Петроградским военным округом император Николай II возвращался в столицу, чтобы попытаться удержать власть в своих руках. Поезд прибыл на станцию Бологое (здесь еще не знали о свершившейся революции в Петрограде) и был отправлен на станцию Малая Вишера. Но там его не приняли, и поезд вернулся в Бологое, где уже был получен приказ о задержании царского презда. Здесь охрана была арестована и заменена красногвардейцами. Поезд отправили на станцию Дно, далее был Псков, где Николай II подписал отречение от престола. 
      3 июня 1917 года Указом Временного правительства поселок Бологое получил статус города. В это время в Бологое проживало около 10 000 человек. 
С 1917 года Бологое стало отсчитывать свою городскую историю 20 августа 1917 года в состав Городской думы было избрано 33 депутата. Председателем думы был врач Б.А. Куликов, секретарем -Д.А. Митропольский. 
      2 июля 1917 года был образован Бологовский Совет. Большинство в нем составляли меньшевики и эсеры. Большевиков поддерживала трудовая и социал-революционная фракциия. Бологовский Совет существовал параллельно с Городской думой. 28 июля 1917 года состоялось первое организационное собрание РСДРП. На нем присутствовало всего десять человек. Почти одновременно с городским Советом в Бологое был создан и уездный Совет. В нем большинство составляли правые эсеры и оборонцы, которые вели подготовку к выборам в Учредительное Собрание и проводили свои идеи через газету «Бологовский листок». 
25 августа 1917 года генерал Корнилов по соглашению с Керенским двинул войска на Петроград чтобы ликвидировать Советы и создать правительство военной диктатуры. 29 августа 1917 года в Бологое был создан Чрезвычайный исполнительный комитет по борьбе с контрреволюцией, в который вошли 7 человек. Взяв под контроль железнодорожные участки дорог, комитет поставил цель-не пропустить войска Корнилова на Петроград.Этот комитет возглавили офицер Крушевицкий и большевик Пютсепп. На помощь Бологовскому исполнительному комитету из Москвы прибыл сводный вооруженный отряд, по дороге к которому присоединились три роты Тверского гарнизона. Задача, поставленная комитетом, была выполнена. 
      26 октября 1917 года (по старому стилю) в Бологое стало известно об Октябрьском вооруженном восстании в Петрограде. В этот же день Бологовский Совет срочно собрался на внеочередное заседание в помещении казармы № 56. Сюда же были приглашены представители местного и Куженкинского гарнизонов. 
На заседании был создан военно-революционный комитет, в торый вошли телеграфист М.Д. Степанов, начальник участка пути Донченко, писарь военной прокуратуры А.П. Пютсепп, слесарь железнодорожных мастерских Н.С. Николаев, солдат А. Чернов. 
      Октябрьская революция в Бологое прошла мирным путем. 27 октября состоялся митинг с участием представителей Петроградского военно-революционного комитета.Бологовский ВРК сразу же укрепил связи с железнодорожными организациями, усилил охрану станции и города, установил дежурство членов при Совете, запретил Бологовскому и Куженкинскому гарнизонам какие-либо движения.

паровоззащитники революциигерб РСФСРкрасноармейский бронепоездКрасная конница входит в село

      Одно из важнейших и интереснейших событий произошло в Бологое в начале ноября 1917 года. В ночь на 3 ноября пришло сообщение о том, что на Бологое движется бронепоезд, сражавшийся под Гатчиной на стороне Керенского. Когда этот бронепоезд прибыл к Бологовскому вокзалу, выяснилось, что следует он на помощь восставшим юнкерам в Москве. Командование бронепоезда требовало немедленной отправки. Противостоять силой этой мощной единице белой армии Бологовский гарнизон не мог. Тогда железнодорожники пошли на хитрость: все пути на Москву были забиты продовольственными эшелонами, которые следовали к Северной армии. Белогвардейцы согласились пойти на Москву по обходному Полоцкому пути. Но на 14 км от Бологое железнодорожный путь оказался разобран. Бологовцы успели сообщить Куженкинскому революционному гарнизону, что в их сторону отправился белогвардейский бронепоезд. Бронепоезд встал. Опасаясь погони из Петрограда, пройдя станцию Бологое-2, они взорвали железную дорогу позади себя и попали в своеобразный капкан. Сразу был отдан приказ солдатам восстановить путь впереди. В это время из Петрограда на своем бронепоезде прибыл в Бологое отряд революционных солдат и моряков. Началась операция по захвату и разоружению бронепоезда, которая завершилась успешно. Командовали этой операцией, очень важной в истории Октябрьской революции, известные большевики: Ф.Раскольников (будущий известный советский дипломат), А. Железняков («матрос Железняк-партизан»), К. Еремеев (комиссар крейсера «Республика»), Э. Берг (один из 26 бакинских комиссаров).


§8 Первые годы Советской власти и первые пятилетки (1918-1941)
запись в Красную Армиюсъезд первых военкомов 1918г.герб Советского СоюзаТверская губернияТверская губерния

      На территории уезда установилась Советская власть. Волостные земельные комитеты были заменены Советами. 
      27 апреля 1918 года в Бологое был избран новый состав уездного Совета в количестве 105 человек. При уездном Совете были образованы отделы по борьбе с контрреволюцией, народного образования, земельный, финансовый, судебный, социального обеспечения и уездный комитет бедноты. 
В апреле того же года в Бологое были национализированы мельничный и лесопильный заводы Гребенщикова, кирпичный завод Якка. 
      С 7 июня 1918 года в связи с разделением Валдайского уезда Бологое было возведено в ранг уездного города. 
      В июле 1918 года в Бологое был образован Союз молодежи, в котором состояло 15 человек. Руководил союзом секретарь А.Г. Викторов, председателем избрали И.М. Курова. В 1920 году в рядах РКСМ было 90человек. 
Немало сил и упорства пришлось приложить бологовцам по ликвидации банд «зеленых», которые свирепствовали в уезде. В Бологое был сформирован 1 Бологовский революционный отряд, в который вошли солдаты 8-го Латышского полка. Они не только охраняли станцию склады, но и выезжали на подавление эсеро-меньшевистских восстаний на станцию Дно (март 1918 года), в г. Валдай (май-июнь), для разоружения матросов-анархистов в апреле, на борьбу с мятежниками в Новгород и Старую Руссу. 
      В годы гражданской войны продолжалась национализация предприятий в уезде. В 1918 году были национализированы на станции Бе резайка стекольный, кирпичный и лесопильный заводы, на станции Куженкино-лесопильный завод. 
10 марта 1918 года при переезде правительства из Петрограда Москву, бологовские железнодорожники обеспечили спокойный переезд Совета Народных комиссаров во главе с В.И. Лениным. С Бологое до Твери поезд вел Александр Федоров. Сопровождал состав электромеханик Борис Букин. 
В 1920 году неоднократно ставился вопрос о переносе центра уезда из г. Бологое в г. Валдай. В архивных документах об этом есть запись «...Бологовский уезд оставить неделимым. Уездный исполком перенести в Валдай. Уезд считать не Бологовско-Валдайским, а по-прежне Валдайским». Организовать Бологовский Горсовет...». 
К 1920 году в Бологое действовало семь школ I ступени и три II ступени. В них обучалось 1800 человек. 
27 февраля 1923 года Ф.Е. Дзержинский подписал указ о переименовании Николаевской железной дороги в Октябрьскую. 
      К 1926 году в Бологое проживало почти 11 000 человек. Работал; лесопильный и кирпичный заводы, мельница, электростанция, хлебозавод. Несколько позднее были построены мясокомбинат, холодильник, типография. В 1929 году открыто педучилище. В 1932 году из села Короцко (из-под Валдая) в Бологое-2 (усадьба «Высокое») был перевед животноводческий техникум. 
      В 1935 году в Бологовском районе действовало 31 промышленное предприятие. Улучшилось техническое оснащение железнодррожного узла, увеличился грузооборот, расширились мастерские и депо при станции. В районе было организовано 165 колхозов. В январе 1935 года Бологое и район вошли в состав вновь организованной Калининской области как административная единица.

плакат-что интересует Вас?плакат-читайте по системеН.Крупскаякнига-Учение о государстве и конституции РСФСРпечатная машинка

      Активнее и богаче стала и культурная жизнь района. Памятную страницу в истории района и области вписала Березайка.В августе 1937 года актив Березайского сельсовета выступил с предложением по ликвидации неграмотности ко дню первых выборов в Верховный Совет СССР. Об этом почине березайцев узнали и в других районах и областях. Узнала и заместитель наркома просвещения РСФСР Н.К. Крупская. Она пригласила представителей г. Бологое и ст. Березайка на Всероссийское совещание по работе школ взрослых, которое состоялось в сентябре 1937 года, где учителя, активисты, партийные работники и председатель Сельсовета М.М. Буйнов поделились опытом работы. По ее рекомендации в Березайку для изучения опыта по ликвидации неграмотности среди взрослого населения приезжала комиссия из Наркомпроса. Опыт был обобщен и описан в брошюре А. Здорова «Большое дело в маленькой Березайке» и поддержан в стране. Березайка справилась с обязательством, и ко дню выборов все жители сельсовета умели читать, писать и считать.


§9 Бологое в годы Великой Отечественной войны(1941-1945)

жители слушают объявление по радиовручение личного оружияформирование подразделенийномер "Правды" от 23 июня 1941гплакат-Родина-мать зоветлистовка-ни шагу назадна фронтна фронтэшелон на фронт

      Яркая страница в истории Бологое была написана в годы Великой Отечественной войны. 
На 22 июня 1941 г. по плану городских властей были намечены массовые гуляния в городском саду «Путятино» и в парке железнодо­рожного клуба ст. Медведево. После правительственного сообщения о вероломном нападении на Советский Союз фашисткой Германии, на этих гуляниях были проведены митинги. В первые и последующие дни до 24 июня повсеместно по городу и району на предприятиях, в колхозах, совхозах, учреждениях и учебных заведениях прошли общие собрания-митинги. 
      В городе началась мобилизация военнообязанных граждан 1905-1918 годов рождения. 
Первыми ударами фашисткой армии приняли на себя пограничники. Они проявили необычайную стойкость и героизм. 
Стойко сражались здесь и наши земляки: Н.В. Привезенцев, Е. Краснов, И.И. Смирнов, В.И. Королев, Г.И. Семенов, Н. Петров, П.И. Кирсанов, П.Ф. Зуев. А всего на границах в первые дни войны сражались 380 бологовцев. Среди них А.Т. Иванов, Н.М. Ганичев, В.В. Афанасьев, А.И. Родионов и другие. 
Первыми вестниками разразившегося над страной большого горя в Бологое были беженцы из республик Прибалтики, которые ехали в заполненных поездах и на автомашинах. 
Позднее начали поступать пассажирские поезда с эвакуированными детьми и женщинами из Ленинграда. В июне-июле 1941 года ходил специальный поезд «Ленинград-Бологое». После 22 июня 1941 года над городом то и дело появляются самолеты-разведчики, а уже в июле начались регулярные бомбежки вражеской авиацией города и железнодорожных узлов Бологое и Медведево.В стратегических планах фашистского командования железнодорожный узел Бологое входил в число наиболее важных объектов. 
На Бологое была нацелена армия фельдмаршала фон Бока, ко­торая шла со стороны Старой Руссы. Захватив этот важный железно­дорожный узел, фашисты собирались вбить «клин» между Москвой и Ленинградом по Октябрьской железной дороге и использовать Бологое как плацдарм для наступления на Москву. 
Линия Северо-Западного фронта, созданного в первые месяцы войны, защитила Бологое от оккупации. Но в конце июля выходит приказ немецкого командования «уничтожить Бологое с воздуха». 
      Первые бомбы на Бологое были сброшены 1 и 2 июля 1941 г. Одна из них попала в подъезд здания только что построенной городской школы, другие разорвались у здания райисполкома и железнодорожной поликлиники. Бомбы были небольшие и не причинили большого вреда. 
Такие одиночные налеты продолжались вплоть до 22 июля. 
20 июля во время бомбежки погиб машинист В.С. Угловский и был тяжело ранен В.П. Апполонов. Это были первые жертвы среди деповчан.                            

бомбардировкаавианалетбомбардировкаавианалетнемецкий штурмовикавианалет
      Особенно тяжелым по размерам разрушения был налет 22 июля 1941 г. В этот день фашисты бомбили район главного железнодорожно­го парка и нефтебаков. В своих воспоминаниях в то время первый се­кретарь РК ВКП (б) В.В. Васильев писал об этом: «Боеприпасы-снаряды рвались, ухая как на фронте, осколки летели на большое расстояние, оглушительные взрывы сотрясали воздух, от взрыва цистерн с горючим черный дым вздымался над городом, языки пламени полыхали в разных концах железнодорожного парка» 
Далеко за пределами города стало известно о подвиге в тот день бойцов истребительского батальона И.Д. Богданова, А.Я. Дашкевича, И.И. Суслова. В момент некоторой растерянности и паники, когда нужно было рассредоточить и вывести из-под огня один из составов с боеприпасами, а поездной бригады не оказалось на месте, три молодых человека, не имея прав управления локомотивами, встали за реверс паровоза и вывели состав с взрывоопасным грузом на безопасное место. 
      За бесстрашие и героизм Богданов, Дашкевич и Суслов были награждены орденами Красного Знамени. Это были первые правительственные награды бологовцам в годы Великой Отечественной войны. 
Начались регулярные массированные налеты вражеской авиации на Бологое. 26 июля 1941 г. среди бела дня, развернутым строем на железнодорожный узел было направлено 70 боевых единиц, которые обрушили свой смертоносный груз на город и железнодорожный узел.Бомбежки продолжались до 19 февраля 1944 г. В этот день фашисты бомбили на ст. Поплавенец мирный поезд, который шел в Ленинград. Во время этой бомбежки погиб машинист П.В. Мартынов.Фашистское командование прекрасно понимало важные стратегическое значение железнодорожного узла Бологое. 
      День и ночь через Бологое шли воинские эшелоны с людьми, техникой, боеприпасами, продовольствием, фуражем. В самом начале войны Октябрьская магистраль оказалась разорванной на четыре изолированные друг от друга части. Через Бологое снабжались всем необходимым Волховский, Северo-Западный, Калининский и Ленинградский фронты. По единственно свободной Виндаво-Рыбинской железной дороге из тыла, с Урала и Сибири, Бологое получало все не­обходимые для передовых, и наоборот, в глубокий тыл через Бологое отправляли эвакуированных, беженцев и раненых. 
За годы войны было совершено 527 налетов фашисткой авиации, в которых участвовало 1092 самолета. На узел и город было сброшено свыше 3,5 тысяч бомб. 
      Особенно страшным по бомбовым ударам был март 1943 года. Видя то, что железнодорожный узел Бологое действует, принимает эшелоны с фронта и отправляет на фронт, фашистское командование вызывает авиационную дивизию из Франции. Летчикам ассам этой дивизии дается приказ: «Уничтожить «проклятое» Бологое». Слова «проклятое Бологое» не раз фигурировали в фашистских приказах. 10 дней и 10 ночей, с 13 по 23 марта, в небе над городом и узлом висят бомбардировщики. Враг обрушил на Бологое, Медведеве, Бологое-2 всю силу металла и огня с воздуха: фугасные, осколочные, зажигательные бомбы всех размеров. Разрушены были подъездные пути, парки, депо, вокзалы; горели составы, были выведены из строя паровозы, гибли люди. На своем посту погиб начальник Медведевской дистанции сигнализации и связи Иван Васильевич Маньковский. Искореженные рельсы, вагоны и паровозы оттаскивались в сторону; расчищались путевые линии, восстанавливалось рельсовое полотно. И снова шли поезда и прямо через Бологое ив объезд по запасному пути через Боровичи. 
За эти 10 черных дней и ночей марта 1943 года на Бологое было сброшено 1811 бомб. 
Считать бомбы, падающие с неба, - дело невозможное. По воспоминаниям современников, их считали по свежим воронкам и не взорвавшимся бомбам. То, что упало в озеро и ушло в болото,-сосчитано не было. И тем не менее цифра 1811 бомб страшная. 
      Через два дня после страшных бомбежек, 25 марта, близ Бологое были перехвачена шифровка «Берлинг-Геренг», в которой докладывалось, что «...станция Бологое и Медведь не существует. Они стерты с лица земли». Но это было неправдой. Город жил и работал. После бомебежек более чем на два часа железнодорожный узел не закрывался.
воинский эшелон
эвакуация завода
эшелон с самолетами

      Перед всеми трудящимися города и района, как и перед всей страной, стояла главная задача-«Все для фронта, все для победы». Для бологовцев она вытекала из особых конкретных условий: город Бологое-город железнодорожников. 
      Враг через свою воздушную разведку, шпионов был хорошо осведомлен о расположении многих важных объектов города и железнодорожного узла. В Бологое неоднократно забрасывались диверсанты для проведения всевозможных диверсий. Все заброшенные 212 групп были обезврежены. С первых дней войны работники НКВД активно включились в работу по борьбе с немецкой разведкой и ее агентурой. Для усиления борьбы со шпионами и диверсантами их обезвреживания в Бологое была направлена большая группа оперативников из центра. 
В результате этих и других мер, проведенных работниками НКВД, а главное высокой бдительности всего населения города и района, железнодорожников, за все годы войны фашистам не удалось совершить ни одной диверсии в районе, Бологое и Медведеве. 
В трудных условиях военного времени нужно было мобилизовать все усилия, волю, опыт людей, в первую очередь железнодорожников на быстрейшее восстановление железнодорожных путей, стрелочного хозяйства и других объектов, быстро пропускать, продвигать военные эшелоны, идущие на всех направлениях. 
      С первых и до последних дней войны железнодорожники проявили подлинный героизм. Зачастую в неравных схватках с врагом умело маневрировали машинисты на перегонах, в поездных парках, на разъездах и станциях. Не отставали от них помощники и кочегары. 
Настоящие подвиги совершали все, кто работал на железнодорожном узле. 
одина высоко оценила ратный подвиг бологовских железнодорожников в годы войны. 
      21 июня 1942 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР образцовое выполнение заданий правительства и военного командования по перевозкам и проявленное при этом мужество 44 работника Бологовского отделения Октябрьской железной дороги были награждены орденами и медалями. 

медаль-За отвагумедаль-За боевые заслугиорден-Кутузоваорден-Славыорден-Красная Звездамедаль-За оборону Москвыорден-Суворовамедаль-за оборону Ленинградамедаль-За взятие Берлина

      В это тяжелое время на самых различных участках сложного железнодорожного конвейера достойно трудились женщины: от машиниста до кочегара, от дежурного по станции до стрелочника, от врача медицинской сестры, от телеграфистки до телефонистки и на других участках. Примером этого патриотизма была работа помощника, затем машиниста ст. Медведево С.И. Александровой-Шваренко. В 1942 году она получила права на управление паровозом. В своих воспоминаниях она писала: «Бывало , что по 80 часов не оставляла паровоз. За труд в те тяжелые для всех нас годы меня наградили орденом Красной Звезды». Было это в 1942 г. 
В 1943 году Золотой звездой Героя Социалистического труда был награжден начальник Медведевской дистанции сигнализации и связи И.В. Маньковский. К сожалению, Указ о награждении в Бологое пришел поздно. И.В. Маньковский погиб во время одной из бомбежек. Есть в Медведеве улица им. И.В. Маньковского, его могила находится на гражданском кладбище на ст. Медведево. 
      Осенью 1941 г. Бологовское отделение оказалось изолированным от Московского и Ленинградского отделений Октябрьской железной дороги, но имело связь с Калининской и Ярославской магистралями. В состав отделения были включены участки Московского отделения от ст. Кулицкой до ст. Спирово. 
Наркомат путей сообщения и руководство дороги, понимая, что на Бологовское отделение выпала основная доля перевозок по снабже­нию фронтов, приняли решение: перевести из Ленинграда южную часть Октябрьской дороги в Бологое; она располагалась первоначально в здании технического училища. 
5 апреля 1943 года был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР «О выделении города Бологое в город областного подчинения».       

Все для фронтаНа повестке дня вопрос-помощь фронтуКвитанция о перечислении денег на нужды обороныРаботы по укреплению обороны Калинина На фронт привезли валенки
      Жители города и района принимали активное участие в сборе средств в фонд обороны, на танковые колонны, воздушные эскадрильи. Только в 1941 г. было собрано 2 млн. 825 тыс. деньгами, 2 млн. облигациями, 1 500 пудов зерна. 
Особая забота о бойцах Красной армии была выражена в сборе теплых вещей, шерсти, овчин и подарков. В 1941 г. сверх плана было сдано 1 964 овчины, 651 кг шерсти. Было собрано и отправлено для армии к 25 годовщине: 385 продуктовых и 90 вещевых посылок, 111 индивидуальных общим весом 6 820 кг; рукавиц, перчаток, варежек - 822 пары, шапок-ушанок 151 шт., носков 352 пары, свитеров и теплых рубашек. 305 шт. 
В 1943 г. было собрано в фонд обороны 2 726 000 рублей и облигаций Госзайма 2 000 000 рублей, 2 650 000 рублей на строительство танковой колонны «Калининский фронт». 
В 1945 г. трудящиеся Бологое собрали 319 401 рубль деньгами, 16 846 рублей компенсаций за неиспользованный отпуск и 784 202 рубля облигациями Госзайма на строительство боевых самолетов «Бологовцы-фронту».Летом 1942 г. колхозы и совхозы из своих запасов сдали государству зерна 1 500 пудов, в 1944 г.- 4 200 пудов. 
      С первых дней войны развернулась борьба против гитлеровских захватчиков в тылу. Создавались подпольные организации, партизанские отряды, диверсионные группы. Фашистам, к счастью, не удалось прорваться в район Валдайских высот, город Бологое и район не были оккупированы. И тем не менее, в городе были укомплектованы парти­занские отряды-дружины, истребительный батальон, созданы подпольные группы. 
В партизанский отряд было подобрано более 130 человек. Из этого количества было скомплектовано 2 отряда. Многие из тех, кто был зачислен в эти отряды в конце 1941 года и начале 1942 года, были направлены в тыл врага и действующие партизанские отряды и вели активную борьбу. 
Первая большая группа в количестве 36 человек была отобрана, подготовлена и направлена в партизанский отряд «Храбрый», который действовал в основном на территории Новгородской и Ленинградской областей. 
Сражались бологовцы в составе партизанских отрядов, действовавших на территории Калининской и других областей. 
Есть в Бологое улица Капустина. Н.П. Капустин был командиром отряда «Храбрый». Погиб как герой. Посмертно награжден орденом Ленина. Высоких правительственных наград были удостоены и другие бологовские партизаны. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1944 года за мужество и отвагу, проявленные в борьбе с немецкими захватчиками в тылу врага, 12 бологовцев были награждены медалью «Партизан Великой Отечественной войны». 
      Все бологовцы-трудились ли они здесь, на железной дороге стояли ли у станков, сражались ли с врагами на фронтовых дорогах или в составе партизанских отрядов - стремились как можно быстрее приблизить светлый миг победы. 
Командующий Северо-Западным фронтом генерал армии Курочкин в своих воспоминаниях писал: "В честь станции Бологое не взлетали в небо огни салюта. Она всего один-два раза упоминалась в сводка Советского информбюро. И все же многим она стала известна имени в годы Великой Отечественной войны не как станция, разделяющая на две части Октябрьскую железную дорогу, а важный пункт больших ее бытии, которые происходили в дни войны в районе между Москвой Ленинградом". Бологовцы достойно сражались на дорогах войны. На фронт из Бологое ушли 18 166 человек. 7054 бологовцев домой не вернулись. На трудовом посту погибло 1 271 человек. Они погибли за свободу и независимость Родины. Это в память о них был открыт в ноябре 1965 года гранитный обелиск на берегу Бологовского озера.
Звезда Героя

Бологовцы-Герои Советского Союза.

16 бологовцев награждены Золотой Звездой Героя Советского Союза. 
Вот их имена: 
Гвардии лейтенант — Александров Алексей Васильевич родился в Бологое в 1923 году, учился в 11 средней школе. Звание Героя присвоено 22 июля 1944 года за организацию переправы через Западную Двину и захват плацдарма. Умер от ран в 1944 году. 
Командир торпедного катера Балтийского флота Афанасьев Алексей Иванович-мастер торпедных атак, родился в Березайке в 1910 году. Звание Героя присвоено 3 апреля 1942 года за уничтожение вражеских кораблей: его катер потопил 3 миноносца, сторожевой корабль, 2 транс­порта. Сбил 2 самолета. Умер А.И. Афанасьев в 1978 году. 
Белов Иван Леонович родился в 1918 году в д. Кулотино Марёвского района Новгородской области. После войны жил в Бологое. Звание Героя присвоено 24 марта 1945 года за форсирование реки Сухадровки на Витебщине, умелый штурм немецких траншей и удерживание захваченного плацдарма до прихода главных сил. 
Комбат Данилин Иван Никитович родился в с. Куженкино в 1907 году. Звание Героя присвоено 17 октября 1943 года за форсирование Днепра и обеспечение наступления армии Черняховского и личную  храбрость. Умер от ран 30 января 1945 года. 
Данилов Григорий Семенович - уроженец д. Малое Лошаково Бологовского района. Родился в 1917 году. Летчик. Звание Героя присевоено 1 мая 1943 года. В боях под Сталинградом сбил 5 немецких самолетов, уничтожил 16 танков, 47 автомашин, 2 зенитные батареи. После войны жил в Санкт-Петербурге. 
Артиллерист Зимин Яков Степанович родился в 1908 году в селе 3ахарино Бологовского района. Звание Героя присвоено 24 марта 1945 года. В бою с немецкой танковой колонной он уничтожил 5 танков, остальных обратил в бегство. Умер в 1974 году. 
Иванов Алексей Петрович родился в 1909 году в селе Дмитрие-Удомельского района. В январе 1945 года рота А. П. Иванова перевилась через Вислу и сходу выбила немцев из траншей, обратив их в бегство. Было обеспечено быстрое продвижение основных сил. Звание Героя присвоено 27 февраля 1945 года. После войны жил в Бологое, участник парада Победы в Москве. 
Полковник Кобликов Анатолий Николаевич зам. командира 12 дивизии родился в 1909 году в г. Бологое. Звание Героя присвоено21 марта 1940 года за многочисленные подвиги в боях на северо-запад­ных рубежах, 15 сентября 1944 года его самолет был сбит, А.Н. Кобликов попал в плен. Расстрелян в концлагере Маутхаузен. 
Танкист, лейтенант Кузнецов Евгений Иванович родился 1923 году в деревне Нарачино Бологовского района, учился в 12 средней школе г. Бологое. Звание Героя присвоено 12 января 1944 года, посмертно, за умелые и решительные действия при наступлении в районе Гайворон- Ахтырки экипаж Кузнецова уничтожил в бою 4 вражеских танка, 45 автомашин и самоходную пушку.
Лашков Гавриил Михайлович, ст. сержант, командир пулеметного отделения 17 ноября 1944 года совершил свой первый подвиг в Венгрии у села Кэтэлиу. Выполняя задание, отделение перекрыло отступление гитлеровцев и они не смогли уйти в горы. Родился Г.М. Лашков в деревне Савино Бологовского района. В 1915 году. Погиб в бою 2 декабря 1944 года Звание Героя присвоено посмертно 24 марта 1945года. 
Ст. лейтенант, разведчик, позднее - артиллерист Леонов Николай Васильевич родился в 1921 году в пос. Медведеве Бологовского района. Звание Героя получил 31 мая 1945 года за умелые действия в бою, инициативу и решимость что помогло выиграть не одно сражение. Пушки его дивизиона били прямой наводкой и под Берлином. После войны жил в Санкт-Петербурге.
Никитин Владимир Михайлович родился в 1918 году в деревне Балакиреве Бологовского района, лейтенант, командир пулеметного взвода. Звание Героя присвоено за обеспечение форсирования Вислы 27 февраля 1945 года. Погиб в боях за Берлин. 
Широков Пётр Петрович родился в 1917 году в деревне Курский Рядок Бологовского района. Ст. лейтенант, командир роты. При освобождении Севостополя в мае 1944года он поднял своих бойцов в атаку у Сапун-горы и проявил храбрость и решительность в бою. Его рота первой ворвалась в Севастополь. Звание Героя присвоено 21 марта 1945 года. Участник парада Победы в Москве. Умер в 1946 году, похоронен в Краснодаре. 
Шпилько Павел Иванович родился в!912 году в Харькове. Ар­тиллерист, гвардии майор. В апреле 1945 года его дивизион обеспечил прорыв немецкой обороны на западном берегу Одера и уничтожил 5 самоходных пушек, 20 орудий, 40 бронетранспортеров и вошел в Берлин. Звание присвоено 27 июля 1945 года. После войны жил в Бологое. Умер в 1968 году.
Танкист Федотов Михаил Алексеевич родился 1916 году в Бологое. Во время наступления на Берлин был ранен, но не вышел из боя. Смял гусеницами вражескую минометную батарею, а ее расчет уничтожил гранатами. Под Берлином Федотов М.А. уничтожил 6 немецких танков, 11 пушек, 2 минометных батареи, 3 бронетранспортера и многоживой силы. 29 июня 1945 года М.А. Федотову присвоено звание Героя Советского Союза. 
Гвардии майор, летчик Яковлев Евгений Николаевич родился в 1919 году в Бологое. Окончил 11 школу. Командир эскадрильи, совершил свой подвиг в марте 1945 года в небе над Данцигом. За инициативу и находчивость, смелые и точные бомбовые удары ему 18 августа 1945 года присвоено звание Героя. После войны жил в г. Тарту. Умер в 1975 году. 
Два Героя Советского Союза из Бологое-Иванов Алексей Петрович и Широков Петр Петрович-были участниками легендарного Парада Победы на Красной площади в Москве 24 июня 1945 г.

стелла героев-железнодорожников
стелла-В память о Бологовцах не вернувшихся с войны

      Война нанесла огромный ущерб городу. За военные годы было разрушено три паровозных депо, вагоноремонтный пункт, вокзал, кирпичный завод, электростанция, фабрика-кухня, дом культуры, кинотеатр, 2 больницы, 2 поликлиники, железнодорожное училище, бани, го­стиница, 2 железнодорожных клуба, 3 школы, 3 детских сада. Большие разрушения были нанесены железнодорожным путям и линиям связи. Было разрушено, сожжено и повреждено 130 государственных жилых домов, 400 частных. Город потерял более 30% жилого фонда. 
Только по государственному сектору ущерб, нанесенный бомбежками, составил более 54 млн. рублей, а общий ущерб более 100 млн. рублей. 
Уже в 1944 году началось восстановление народного хозяйства. В 1947 году объем работ на Бологовском железнодорожном узле достиг довоенного уровня. Мирный облик начал приобретать и город. На месте развалин выросла новая электростанция, восстановлено здание вокзала; были построены дом отдыха локомотивных бригад, универмаг, мебельный магазин, клубы, библиотеки, восстановлены дом культуры, школы, больницы.
Как итог, за героизм и мужество, проявленные в годы Великой Отечественной войны, коллективу Бологовского отделения Октябрьской железной дороги неоднократно присуждалось переходящее Красное Знамя ГКО, НКПС и ВЦСПС. Впоследствии памятное Красное Знамя ГКО, НКПС и ВЦСПС Бологовскому отделению было вручено на вечное хранение.
Прошли годы. В. канун 40-летия Великой Победы 4 мая 1985 года Указом Президиума Верховного Совета СССР станция Бологое - Московское была награждена орденом Отечественной войны I степени. 
В Указе говорилось: «За заслуги в обеспечении Советской Армии и Военно-Морского флота в годы Великой Отечественной войны». 

плакат-отстоим Москвуплакат-воин Красной Армии-спасиплакат-беспощадно разгромим и уничтожим врагаплакат-бей насмертьплакат-на Западплакат-боец освободи свою Белоруссиюплакат-дойдем до Берлинаплакат-ты вернул нам жизньплакат- Красной Армии Слава

      Как память далекого времени свято охраняются в Бологое и районе памятники войны. На территории вокзала станции Бологое стоит обелиск бологовским железнодорожникам, погибшим на трудовом посту. В память земляков, погибших на дорогах войны, стоят обелиски в г. Бологое, на станциях Березайка и Куженкино, на ст. Медведеве у шко­лы № 55 погибшим ученикам, мемориальные комплексы работникам, погибшим в боях, открыты на территории локомотивного депо Бологое и в Бологовском совхозе-колледже. 10 воинских захоронений насчитывается в городе и районе. В них захоронены воины, погибшие во время бомбежек на бологовской земле и умершие от тяжелых ран в прифрон­товых госпиталях. В годы войны насчитывалось четыре госпиталя-три в районе и один № 806 в городе. Самоотверженно трудились врачи, медицинские сестры, санитарки. На плечи медиков легла вся забота по обеспечению медицинской помощью железнодорожников, воинских эшелонов, военно-санитарных составов, эвакуированного гражданско­го населения. В госпитале, который располагался в железнодорожной больнице, хирургам приходилось оперировать и во время бомбежек.
К имени 16-ти героев-бологовцев в послевоенное время прибавилось еще четыре. 
В 1959 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР Васильеву И.В.-машинисту Локомотивного депо Бологое присвоено звание Героя Социалистического труда. 
В 1966 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР присвоено звание Героя Социалистического труда свинарке Бологовского совхоза «Всходы» Матюшовой Е.И. 
      В 1966 г. звание Героя Советского Союза было присвоено Виноградову В.Т., родился он на ст. Медведеве, после окончания военно-морского училища подводного плавания им. Ленинского комсомола служил на Северном флоте. В 1966 году группа подводных атомных лодок под командованием вице-адмирала А.И. Сорокина совершила кругосветный поход в подводном положении. Флагманским атомоходом командовал В.Т. Виноградов. За проявленное мужество и героизм ему было присвоено звание Героя Советского Союза. 
В 1976 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР электромеханику Бологовской дистанции сигнализации и связи Тимофеевой Г.А. присвоено Героя Социалистического труда. 
      Но первым Героем Труда в Бологое был Федор Федорович Мещанов. 21 декабря 1932 года ему было вручена грамота Героя Труда № 452. Она была вручена на торжественном собрании в Бологовском клубе железнодорожников. Мещанов в это время с 1922 по 1932 год работал в круглом депо ст. Бологое в инструментальной мастерской железнодорожным мастером.


§10 Период восстановления народного хозяйства (1944-1960 годы)

      В 1943 году после десятидневных бомбардировок города наступило время восстановления разрушенного хозяйства. 
Вместе со всей страной трудящиеся города и района решали вопросы быстрейшего восстановления и дальнейшего развития производства. На железнодорожном узле было создано 13 строительных бригад. Объем строительных работ составил 6 млн. рублей, в том числе на восстановление жилых домов-2 млн. 597 тыс. рублей, вокзала-около 1 млн. рублей. На строительстве и восстановлении было занято 1 200 человек. 
      За 1944 год большие восстановительные работы были проведены на узле Бологое, было освоено 7 млн. рублей. Годовой план строительных работ был выполнен на 109%. Восстановлены Веерное депо, вокзал, вагонно-ремонтный пункт, школа № 3, школа № 11, железнодорожная больница, детский сад № 2, пожарное депо, 89 жилых домов, клуб железнодорожников. Отремонтированы Первомайский мост, 12 малых и 3 средних моста. 
Успешно выполнены измерители 2-го отделения Октябрьской железной дороги (начальник отделения движения Родионов И.И.) по погрузке, выгрузке, проследованию поездов.
За 1944 год было сэкономлено за 11 месяцев 7 944 рубля. 217 лучших работников по узлу были награждены орденами и медалями. 
К 1947 году объем работ по Бологовскому узлу достиг довоенного уровня. В 1947 году при школе № 12 была открыта станция Юных техников (директор И.С. Мурашко). 
      Промышленные предприятия города в 1953 году дали продукции в два раза больше, чем в 1950 году, производительность труда возросла на 36,3%. На 29 895 кв. м увеличился жилой фонд в городе. Возрос материальный уровень жизни населения. Только ОРСом было продано населе­нию г. Бологое 255 радиоприемников, 404 велосипеда, 20 мотоциклов. Товарооборот торга за 1953 год возрос на 3 450 тыс. рублей, а в целом по городу и району-более чем на 10 млн. рублей.367 железнодорожников в 1953 году были удостоены высоких пра­вительственных наград. Лучшими коллективами были признаны следующие: Дистанция пути Бологое, артели «Кузнец», «Пробуждение», стеклозавод им. Луначарского, кирпичный завод.


§11 Положение в сельском хозяйстве в 1960-1980 годах

      В 1947 году положение в сельском хозяйстве района, как и по всей стране, было значительно хуже, чем на транспорте и в промышленности. В районе было много экономически слабых колхозов, которые систематически не выполняли планы производства сельскохозяйственных продуктов. 
В Бологовском районе на базе мелких старых 154 колхозов было создано 39 укрупненных хозяйств. 
Вопросы, связанные с состоянием дел в сельском хозяйстве, го­родская партийная организация держала под постоянным контролем. Только на протяжении 1951-53 годов вопросы сельского хозяйства и работы с кадрами села были предметом обсуждения 18 раз. 
Однако прошло еще немало времени, пока в сельском хозяйстве района начали происходить сдвиги в положительную сторону. 
      Особо тяжелое положение было в области животноводства, которое приносило хозяйствам значительные убытки. В сентябре 1953 года была принята развернутая программа деятельности в области сельского хозяйства, улучшения подбора и воспитания кадров руководителей кол­хозов. 
Было послано в район 19 председателей колхозов из числа тридца­титысячников. Среди них-П.Е. Цебулевский, А.А. Крылов, Кононов, Езовитов и другие. 
На фермы в животноводство было направлено 32 коммуниста, 84 комсомольца. Сельская интеллигенция пополнилась кадрами специа­листов сельского хозяйства-ветеринарных работников, экономистов. Большую помощь селу стали оказывать шествующие предприятия. 
      В 1954-56 годах более четырехсот юношей и девушек города отправились на освоение целинных земель. Это были люди разных профессий-трактористы, шоферы, машинисты, маляры, столяры. 
Помощник машиниста Локомотивного депо Юрий Александро­вич Ликин с группой товарищей Трошевым, Клепиковым, Андреевым, Дмитриевым, Савельевым и другими были награждены Знаком ЦК ВЛКСМ «За освоение целинных земель». 
Коллектив Медведевского вагонного участка переоборудовал двухосные вагоны в полевые. 100 полевых вагонов были направлены в совхозы Казахстана. Руководил работой бригадир Ф.И. Бойков. 
      Лучшим совхозом в районе был совхоз «Тимково». Здесь звено Е. Фурчиковой получило самый высокий урожай зеленой массы кукурузы-по 500 центнеров с гектара.Звание ударника коммунистического труда в сельском хозяйстве района получили 670 работников массовых сельскохозяйственных профессий, 29 коллективов, бригад, ферм, 6 цехов и участков сельскохозяйственного производства, 47 молодежных коллективов.В районе были построены крупные специализированные животноводческие комплексы по производству молока и мяса и по выращиванию племенного молодняка. Росло производство сельскохозяйствен­ной продукции. В 60-х годах все колхозы района были реорганизованы в совхозы


§12 Железная дорога. Промышленность. Строительство (1960-1980 годы)

      В 1957-1962 годах проводилась электрификация Октябрьской железной дороги, узла «Бологое», шло техническое перевооружение депо; паровозы были заменены тепловозами. 
За успешное проведение плановых работ Бологовского отделения дороги было награждено Красным знаменем. 
Машинист А.И. Смирнов в 1959 году был награжден Орденом Ленина, машинист-инструктор А.А. Шершеневский был избран депутатом Верховного Совета РСФСР. 
      В 1963 году началось строительство завода электрофильтров и оборудования для железнодорожных заводов. С 1967 года это завод «Строммашина». В этом же году он был отнесен к числу действующих предприятий. В 1977 году были выпущены первые пробные детали на участке точного литья, что дало заводу большую экономию металла. На заводе была создана метрологическая служба. 
      В 1979 году был внедрен комплексно-механизированный участок мелких деталей, в 1980 году был освоена электроалмазная заточка инструментов. 
За ударный труд было награждено 19 строммашевцев. В 1982 году на заводе работало 1520 человек. Завод работал ритмично. 
Развернувшаяся стройка позволила развивать мощность и строительных организаций: строительного управления № 14 и прорабского пункта СУ-307. 
      Наряду с введением первой очереди завода, в 1967 году было построено 60 тыс. кв. метров жилой площади, детские учреждения на 50 мест, клуб железнодорожников, универмаг, корпус швейной фабрики, школа № 11 на 967 мест. 
      В 1961 г. была открыта музыкальная школа с классами фортепьяно, баян, домра (директор Чубаев Г. А.). 
      В 60-е годы широкое развитие по стране получило движение за коммунистическое отношение к труду (инициатором которого было локомотивное депо Москва-Сортировочная-1958 г). В это движение включалось 40 бригад бологовских и медведевских железнодорожников.В кондукторско-пассажирском парке ст. Бологое возникла такая первая бригада под руководством Галины Кудряшовой-Барулиной.Этой бригаде первой на Бологовском узле присвоено звание-«бригада коммунистического труда». 
Комплексная бригада цеха промывки на ст. Медведеве в составе Н.А. Алексеева, В. Соловьева, И. Федорова, О. Москвина, И. Лапина, А. Ермолаева, М. Григорьева ежедневно выполняла задание на 150-200%. 
Бригада локомотивного депо машиниста В.А. Починского была признана лучшей по Калининской области. Механик ШЧ-4 Поливанова - Урядникова Л.А. в 1971 году была награждена орденом Октябрьской Революции. 
      На швейной фабрике одной из первых на вахту встала бригада Веры Резцовой. Выпускали продукцию только отличного качества, учились в школе передового опыта, повышая свое мастерство, занимались в художественной самодеятельности. Евдокия Кириллова перешла в отстающий коллектив (как Валентина Гаганова в Вышнем Волочке). 
Н.А. Капустина, старшая смены телефонисток Бологовской дистанции связи, возглавила отстающую смену и вывела ее в число передовых. Движение за коммунистический труд охватило все отрасли народного хозяйства и оставалось одним из самых мощных движений в соцсоревновании. 
      Продолжал давать продукцию мясокомбинат, действовал холодильник. Бушевецкий ремонтно-механический завод выпускал запасные части к экскаваторам, строительно-дорожным машинам.Наращивал свою мощность старейший в городе шпалопропиточный завод. В эти годы в городе работали швейная и мебельные фабрики, молокозавод, горпищекомбинат, комбинат бытового обслуживания, лесокомбинат, мастерские объединения «Сельхозтехника». В районе работал стекольный завод и завод нерудных материалов. В 1978 году в Бологое вступил в строй арматурный завод.

Заозерный микрорайонЗаводской микрорайонмузыкальная школаздание  администрациидорога от Бологое на трассу Е-105

      В эти же годы в Бологое выросли два жилых микрорайона-Заводской и Заозерный (Ленпоселок). Были построены корпуса турбазы «Озерная», учебный городок совхоза-техникума, здание администрации города, нарсуда, милиции, военкомата, узла связи, горкома КПСС, хлебозавода, бани, двух профессиональных училищ № 14, № 7, гостиницы, кинотеатра «Аврора», клуба железнодорожников, школ и магазинов, «Сбербанка» и «Агропромбанка», здания сельхозмелиорации, больничный городок. Построен Перво­майский мост. Пополнился автопарк города. В Бологое пришел природный газ. Асфальтовая дорога вышла от Бологое на основную автотрассу «Москва-Ленинград».


По материалам сайта http://bologoecity.narod.ru/HTMLs/history.htm


"Госуслуги. Решаем вместе" Виртуальная приемная Интернет-приемная